27.02.2024
Регулировка теплового зазора в двигателях ЯМЗ-650 серии обязательна каждые 120 тыс. км пробега техники. Если Вы слышите свист и видите черный дым на выхлопе, есть стук в клапанном механизме, двигатель перегревается и теряет мощность — все это может быть свидетельством неправильного или несвоевременного проведения операции регулировки теплового зазора.
Что такое тепловой зазор и зачем его регулировать?
Тепловой зазор — это расстояние между распредвалом и впускным клапаном. При работе двигателя происходит его нагревание и детали расширяются. Тепловой зазор помогает компенсировать расширение и обеспечивает правильность работы двигателя.
Нормы размера теплового зазора на ЯМЗ-650:
Размер теплового зазора в приводе впускного клапана: 0,4 ±0,05 мм.
Размер теплового зазора в приводе выпускного клапана: 0,7 ±0,05 мм (зазор между носком коромысла и упором траверсы).
1. Образование нагара, который ведет к перегреву, износу и задиру деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), прогару днища поршня или обрыву поршня.
2. Происходят ударные нагрузки в механизме газораспределения (МГР), что приводит к износу кулачков распредвала, седел клапанов, носка коромысла. Все это в совокупности ведет к изгибу клапана, износу втулки клапана и как результат — разрушению головки цилиндров.
3. Рассухаривание клапанного механизма грозит обрывом клапана и разрушением головки цилиндров и поршня.
4. Снижение компрессии приводит к снижению мощности двигателя.
5. Контакт клапана с поршнем ведет к обрыву клапана и разрушению всей шатунно-поршневой группы двигателя.
1. Проверку зазоров в клапанном механизме проводить только на холодном двигателе (не ранее 2 часов после его остановки).
2. Установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты.
3. Верхнюю мертвую точку на такте сжатия можно определить по свободному проворачиванию «от руки» штанг толкателей впускных и выпускных клапанов регулируемого цилиндра. Если штанги зажаты и не проворачиваются, необходимо повернуть коленчатый вал на 360º (один оборот).
4. Проверку и регулировку зазоров проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4 (нумерация ведется от вентилятора).
5. Проверка зазоров выполняется с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы. При этом величина зазора должна быть: на впуске 0,4 ±0,05 мм, на выпуске 0,7 ±0,05 мм.
1. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек осей коромысел всех цилиндров. Момент затяжки - 8-10 кгс·м. При необходимости — довернуть до нормы.
2. Регулировку зазоров в приводе впускных и выпускных клапанов начинать с 1-ого цилиндра:
2.1. Вращая коленчатый вал с помощью поворотного устройства по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в верхней мертвой точке на такте сжатия.
2.2. Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел, поочередно впускных и выпускных клапанов, и с помощью специального ключа вывернуть винт на полоборота.
2.3. Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение со щупом.
2.4. Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом 4,0±0,8 кгс·м.
2.5. При последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить с небольшим усилием (≤ 1 кгс); толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске — ходить свободно, без приложения усилий.
3. Далее, проворачивая коленчатый вал последовательно на 120º от начального положения, отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2, 4 цилиндрах.
4. Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме быть не должно.
При своевременном проведении операций по регулировке теплового зазора в клапанном механизме, двигатель ЯМЗ-650 будет работать корректно и бесперебойно на всем сроке службы.