02.09.2016
Динамичный рост производства автобусов, аграрной и специальной техники, малотоннажных грузовиков и строительной техники, поставил перед российскими производителями моторов непростую задачу. Для оснащения перечисленных транспортных средств и спецтехники возникла необходимость в среднеразмерном рядном дизельном двигателе, который отвечал бы всем европейским стандартом, включая ЕВРО-4 и ЕВРО-5.
Подобное требование имело под собой веские основания – для расширения экспорта с выходом на международный рынок техническое оснащение транспорта должно было вписываться в существующие нормы ЕС. Кроме того, для осуществления международных перевозок необходимо использовать транспортные средства с соответствующими техническими и экологическими характеристиками. За решение этой ответственной задачи взялся коллектив Ярославского моторного завода (ЯМЗ) – старейшего машиностроительного предприятия, работающего на российском рынке с 1916 года.
Для создания рабочей группы по разработке новой силовой установки в середине 2000 года на завод были приглашены специалисты известной австрийской компании AVL. Это известное в своей области консалтинговое и научно-исследовательское предприятие было основано на базе производства дизельных двигателей для грузовиков в 1948 году.
Запланированный масштабный инвестиционный проект по выпуску лучшего российского двигателя оценивался в 10 миллиардов рублей с участием Внешэкономбанка РФ. В 2004 году свет увидела первая серия дизельных моторов с четырьмя и шестью цилиндрами объемом 1,1 литр на один цилиндр. Именно этот параметр считается оптимальной характеристикой в двигателях этой категории, обеспечивающей лучшие показатели энергоэффеткивности (соотношения выдаваемой мощности и расхода топлива).
С конца 2012 года первые модификации дизельных двигателей ЯМЗ-530 поступили заказчикам, что стало настоящим прорывом в отечественном машиностроении. Все интеллектуальные права на это изобретение принадлежат российской стороне. В настоящий момент на рынок поставляется линейка моторов этого типа с диапазоном мощностей 136–312 л.с., охватывающим все потребности транспортного производства.
В целях обеспечения оптимального баланса удельной мощности и расхода топлива было принято решение разрабатывать силовую установку на основе схемы с нижним расположением вала. Благодаря продуманным решениям, конструкторам удалось достигнуть высших показателей компактности двигателя. Отсутствие распределительного вала в головке блока цилиндров положительно сказалось на размерах нового мотора. Дополнительные вращающиеся механизмы были сопряжены с помощью шестерёнок с окончанием коленчатого вала, что позволило минимизировать потери энергии из-за колебаний при вращении.
Настоящим ноу-хау в конструкции двигателей ЯМЗ-530 стала инновационная система охлаждения с обратным поступлением охлаждающей жидкости с верхней части мотора в нижнюю. Такое решение обеспечило приоритетное охлаждение самых нагреваемых деталей, что в свою очередь стало основой термической стабильности всех механических составляющих силовой установки. В качестве технологического изыска выступает компактный комплекс дожигания отработанных газов EGR. При этом газовая смесь подвергается дополнительному охлаждению, позволяя техническим характеристикам мотора без труда вписываться в стандарты ЕВРО-4 и ЕВРО-5.
- высшие показатели экономичности;
- минимальный шум при работе (не выше 92 dB);
- впечатляющие тяговые и скоростные характеристики оснащённых транспортных средств;
- сертифицированные экологические показатели;
- высокая ремонтопригодность;
- быстрая поставка любых запчастей;
- фирменное сервисное обслуживание
Ожидаемый ресурс новых дизельных двигателей – минимум 1 миллион километров пробега. При этом капитальный ремонт таких силовых установок не потребует расточки цилиндров, позволяя устанавливать новые поршни сразу в блок с номинальными размерами. Это весомое преимущество достигнуто за счёт использования мокрых гильз, которые позволили достичь высших показателей равномерности охлаждения.
Конвейерное производство дизельных моторов осуществляется в автоматизированном цикле с использованием производственных роботов лучших мировых брендов - Grob, Paul Koster, Durr, Heller, Schenck, Liebher. Контроль над качеством проводится в нескольких точках сборки, завершаясь комплексным финальным тестированием готовой силовой установки. Каждый двигатель состоит из 670 деталей, 340 из которых изготавливаются непосредственно на Ярославском Моторном Заводе. В дальнейшем этот объём планируется увеличить до 500 деталей.
Сегодня дизельные моторы ЯМЗ-530 пользуются высоким спросом в России и странах СНГ, позволяя оснащать малотоннажный транспорт и спецтехнику надёжными и энергоёмкими двигателями. Главные российские потребители – это заводы ГАЗ, УРАЛ. ПАЗ, МАЗ, ЛиАЗ, КрАЗ. Эта знаковая разработка стала своеобразным символом возрождения отрасли российского машиностроения, которая в очередной раз доказала собственную конкурентоспособность и перспективность.